город Ярославль
       ул. Спартаковская, д. 7
          (4852) 38 – 46 – 65
                     38 -  46 - 45 

Методические рекомендации по экстремизму и терроризму 2019

Информационно-методические материалы для жителей микрорайона, наших друзей и подписчиков по профилактике терроризма и экстремизма https://cloud.mail.ru/public/GJn5/iEcAf94qH

Методические материалы для педагогических и управляющих работников образовательных организаций по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде.

Проблема профилактики и противодействия экстремизма в подростковой и молодежной среде становится все более актуальной в последнее время. Актуализация этой проблемы связана как с распространением экстремизма, ростом террористических организаций по всему миру, в том числе и в России, а также с развитием значительного числа каналов (как печатных, так и электронных) распространения информации и рекламы, носящих открыто экстремистский характер. Не меньшее значение имеет и тот факт, что социальная нестабильность и эмоциональное отдаление детей от родителей, разрыв межпоколенных связей, облегчает для агентов террористических организаций вербовку молодых людей. Не менее важным является и понимание необходимости учета информационного воздействия и информационной социализации. Имеющиеся на сегодняшний день материалы позволяют  сделать вывод о том, что актуальность проблемы информационной социализации связана с большими возможностями расположенных в этом поле институтов и групп социализационного  воздействия, а также с тем, что многие виды информации способны влиять не только на выбор стиля жизни подростков, но и на их представления о себе и мире. Федеральным институтом развития образования в рамках научно-исследовательской работы по теме «Разработка методических материалов по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде» были подготовлены методические материалы для работников и руководства образовательных организаций.

В качестве методических материалов для работников и руководства образовательных организаций по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде предложено следующее:

-                    методология управления рисками ксенофобии с целью профилактики экстремизма в подростковой и  молодежной среде.

-                   актуальные вопросы воспитания и социализации детей и молодежи, направленные на профилактику экстремизма в подростковой и  молодежной среде: специфика социализация в современной социальной ситуации, особенности  психического развития,  межпоколенное общение как фактор противодействия экстремизму, информационное воздействие и информационная социализация;

-                   информационное воздействие и информационная социализация;

-                   толерантность, социальное доверие и ксенофобия: определяющие факторы и группы риска.

Далее представлены основные идеи подготовленных материалов
(без конкретизации исследовательского содержания эмпирических материалов).

 

Методология управления рисками ксенофобии

 Методология управления рисками ксенофобии с целью профилактики экстремизма в подростковой и  молодежной среде опирается на концепции учитывающие: анализ границ и возможностей гармоничного сочетания процессов социализации и индивидуализации;  положение о культуре как образующей личности; анализ ситуации развития с учетом ее трансформации и нарастающей неопределенности; возможности конструирования окружающего мира в направлении желаемых изменений и увеличения степени предсказуемости будущего. Ниже представлены основные идеи.

1. Анализ границ и возможностей гармоничного сочетания процессов социализации и индивидуализации. Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации дают возможность связать в единое целое стремления человека к социализации, укорененности в определенной группе, и индивидуализации, сохранению своего стиля деятельности и общения, позволяющие достичь наиболее полной самореализации человека. При этом  процесс вхождения человека в социум (и вхождение ребенка в мир взрослых, и  мигрантов в новую социальную и культурную среду) рассматривается как  взаимосвязь категоризации разных групп, из которых состоит социальный мир, и самокатегоризации, подразумевающей осознание своего «Я» и поиск наиболее  адекватных для данного человека групп идентичности.

Расширение границ индивидуальной активности и избирательности в процесс вхождения в социум, позволили перейти от понятия адаптации к понятию социализации, которая рассматривается как взаимодействие ребенка и взрослого, при котором общество предъявляет человеку определенные нормы, но не настолько жестко, чтобы исключить возможность их вариативного использования и некоторой трансформации в определенных, разрешенных обществом, границах. Еще одним важным моментом, усиливающим возможность личностной избирательности и активности в процессе социализации, является наличие различных социальных и культурных групп с достаточно серьезно отличающейся нормативностью
в поведении, общении, ценностях, что дает человеку дополнительные возможности в процессе категоризации – то есть в процессе поиска соответствующей его стремлениям, интересам и индивидуальности группы.

  1. Положение о культуре как образующей личности (А.А. Потебня,
    Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский) открывает пути для исследования процесса социализации в современной изменчивой и неопределенной ситуации, которая умножает точки бифуркации в развитии личности и дает основания для появления множественности аспектов «Я» в разных ситуациях и разных группах. Положение Г. Г. Шпета о культуре как образующей личности открывает пути для исследования процесса социализации в современной изменчивой и неопределенной ситуации, которая умножает точки бифуркации в развитии личности и дает основания для появления множественности аспектов «Я» в разных ситуациях и разных группах (Шпет, 2007).
  2. Анализ ситуации развития с учетом ее трансформации и нарастающей неопределенности. Большое влияние на развитие детей, подростков и молодежи современной ситуации неопределенности. Это связано с тем, что характерной чертой неопределенности  является тот факт, что причинно-следственные отношения не всегда могут предсказать, как будет вести себя человек в будущем, как отреагирует даже на знакомые раздражители, при этом объективация мотивов поведения человека не может уже полностью соотноситься с поступком,  как феноменом личности. Конструкционистская парадигма, в рамках которой можно говорить о трансформации окружающего мира в направлении желаемых изменений, увеличивает степень предсказуемости будущего, так как если люди уверены в возможности перестроить, переконструировать ситуацию, и на основе этого выстроить будущее, снимается неопределенность этого будущего.
  3. Конструкционистская парадигма, в рамках которой можно говорить о трансформации окружающего мира в направлении желаемых изменений, увеличивает степень предсказуемости будущего, так как если люди уверены в возможности перестроить, переконструировать ситуацию, и на основе этого выстроить будущее, снимается неопределенность этого будущего. Последние исследования в области социальных представлений (С. Московиси), работы
    П. Бергера, Т. Лукмана, К. Гергена, доказывающие, что человек в значительной степени сам конструирует окружающую социальную действительность еще больше расширили границы личностной активности в процессе социализации, показав, что это по-настоящему творческий процесс.

Это понимание социализации адекватно соотносится с понятием З. Баумана «текучая современность». Эта позиция исходит из того, что при «жесткой культуре» возможны определенные, жесткие нормы, правила и институты социализации, четко определяющие технологии и результаты воздействия взрослых на подростков.  Современная многомерная культура предполагает «жидкую»  социализацию, в которой возможно многоаспектное и не направленное воздействие, а результат может быть отсроченным, латентным.

Методологические проблемы особенно важны для современной психологии детства в связи с теми кардинальными трансформациями, которые происходят во всех сферах жизни детей, как в нашей стране, так и во всем мире. Необходимо помнить о том, что современное дети и подростки живут в совершенно другой среде – технически, информационно, социально, экологически принципиально отличающейся от той, что существовала на протяжении столетий. Этим и обусловлена необходимость разработки новой методологии и новых методов и технологий исследования, диагностики и коррекции психического развития детей в условиях быстро изменяющегося мира.

Трудности и отклонения, возникающие в процессе психического развития в настоящее время, осложняются теми изменениями, которые происходят в российском обществе, изменениями, касающимися всех сторон окружающей действительности – политической, экономической, нравственной. Новая социальная ситуация способствовала   трансформации содержания норм и ценностей, казавшихся устойчивыми и укорененными в общественном сознании. Кардинальный и противоречивый характер происходивших и происходящих в настоящее время изменений привел к появлению неопределенности в социальных ожиданиях людей  и амбивалентности в их отношении к ценностным ориентациям и нормам. Следствием этого стали негативные изменения в содержании социальной идентичности старшего поколения, и, как следствие, сложности трансляции норм и ценностей поколению подрастающему. Поэтому представляется важным в первую очередь определить содержательное наполнение основных категорий современной психологии развития, а также понять особенности и закономерности психического развития современных дошкольников, выделив его возможные риски. Об этом далее.

 

Актуальные вопросы воспитания и социализации детей и молодежи, направленные на профилактику экстремизма в подростковой  и  молодежной среде

 

  1. 1.                Специфика социализация в современной социальной ситуации.

Социализация как трансляция социальных ценностей оказывается достаточно эффективной в условиях стабильности и устойчивости общества. В периоды социальных кризисов и трансформирования и размывания ценностно-нормативной системы социальных отношений прежние формы социализации оказываются несостоятельными, происходит «сбой» в действии прежних социальных институтов. Место социализации в этом случае занимает альтернативная социализация и десоциализация.

Альтернативная социализация – это социализация вне официальных общественных институтов. В молодежной среде возникло и резко усилилось за последние десятилетия явление социального эскапизма – ухода (выхода) молодого человека за пределы традиционных институтов социализации, соответственно в область интересов, увлечений и жизнедеятельности, не контролируемых обществом. Эскапизм как бегство от реальности в мир иллюзорный, виртуальный, заменяющий юноше реальную жизнь, деятельность, общение, особенно в связи с развитием доступности Интернета, получил широкое распространение в современном российском обществе. Как правило эскаписты не порывают с обществом и противостоят ему, однако такой путь развития можно рассматривать как зону риска генезиса асоциального и антисоциального поведения. Десоциализация представляет собой развитие личности в направлении противостояния и конфронтации с обществом, имеющее негативные следствия и угрозу для общественных устоев и организации.

Семья как один из ключевых институтов социализации в современном обществе переживает кризисный период трансформации и перестройки в условиях бурных социо-культурных изменений. Неблагоприятные тенденции развития семьи и ухудшение микросоциальной (семейной) среды, определяющей социальную ситуацию развития ребенка, являются значимым фактором риска.

Система образования и профессиональное самоопределение. Сегодня мы приходим ко все более полному осознанию того, что образование не есть простое усвоение знаний, умений, навыков и компетенций, а развитие личности во всем многообразии ее проявлений, как институт социализации личности. Профессиональное самоопределение не одномоментный акт, не просто конкретный выбор профессии, а непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и реализуемой профессиональной деятельности, процесс перевыборов на протяжении всего жизненного пути. Расщепление ценностного сознания общества, девальвация социальных и профессиональных ценностей и установок, «ценностный нигилизм», прагматизм и меркантилизм, проникающий в профессии социономического гуманитарного типа, приводит к кризису идентичности - ее деструкции и диффузии.  Необходимо повысить воспитательный потенциал учреждений общего, профессионального и высшего образования; обеспечить эффективную социализацию и гармоническое развитие личности в юношеском возрастах и молодости; осуществлять профилактику негативных явлений экстремизма, национализма, шовинизма, социальной нестабильности и поляризации в образовательных учреждениях и в обществе в целом; повысить уровень безопасности жизни населения.

Армия, также является значимым институтом социализации в точки зрения формирования гражданственности, патриотизма, социальной позиции молодых людей.        

Общественно-политические организации.

Переход молодежи из позиции «наблюдателя» в позицию «созидателя» гражданских прав, свобод и обязанностей личности через участие в социальной практике составляет серьезную перспективу развития правового сознания этой возрастной группы населения. В этих условиях особое значение приобретает политическая социализация – адекватное представление о власти и властных отношениях и формирование представлений о своих правах, умение ими пользоваться. Дефицит «веры в справедливость» общества и государства характерен для значительной группы современной молодежи России.

Формирование гражданской идентичности и позиции личности реализуется посредством приобретения гражданской компетентности, организации и осуществления гражданских акций, последовательного освоения личностью различных модальностей ее гражданского бытия в современном обществе путем «ролевого экспериментирования» (Э. Эриксон).

Молодежная субкультура, досуговые центры, интернет и СМИ. Молодежная субкультура представляет собой форму возрастной стратификации подростков, юношей, возраста «вступления во взрослость». Молодежная субкультура представляет собой систему ценностей и образ жизни, противоположный ценностям и образу жизни общества взрослых. Особенность самосознания представителей молодежной субкультуры в том, что они осознают себя вне структур общества, «выпавшими из общества. Нарушение связи между поколениями разрывает процесс передачи системы ценностей, что составляет отличительную черту молодежной субкультуры, по сравнению с «культурой большинства».

С. Московичи в своей психологической концепции развития общества указывает, что движущей силой развития современного общества и причиной его деформаций является развитие способов коммуникации. Риски общества, организованного с помощью коммуникативной сети, по словам С. Московичи состоят в размывании идентичности, повышенной внушаемости, утрате рациональности. Прямым следствием утраты идентичности становится девальвация нравственного начала, патриотизма, добросовестного профессионального труда, широкое распространение «невротической триады» - тревожности, чувства одиночества и отчуждения, бессмысленности существования, человек начинает жить сегодняшним днем, теряет жизненную перспективу, становится человеком «без рода и племени», «не знающим родства», утратившим связь поколений.

Последнее достижение научно-технического прогресса общества - Интернет-технологии далеко не однозначны. Открывая практически почти неограниченные возможности получения информации, они в той же степени могут служить распространению дезинформации. Обеспечивая невиданные ранее возможности общения между людьми, они нередко оказываются средством создания иллюзии общения.

  1. 2.                Особенности  психического развития.

У юношей и девушек такие факторы как уверенность в своем будущем, степень защищенности в семье, материальная обеспеченность и возможность свободного перемещения по миру определяют количество и содержание (наполнение) ролевого репертуара, а также содержание и степень интериоризации ценностей и эталонов.

Для сравнения, половина обследованных в 2014 году детей имеют высокую тревожность, в то время как в 2009 году высокая тревожность наблюдалась у немногим более трети детей.  Это  затрудняет процесс принятия правил и осложняет вхождение в новые социальные группы, причем более высокий уровень тревожности отмечается у мальчиков (61%, у девочек – 49%). Это также отличается от данных пятилетней давности, где показатели тревожности были  ниже и одинаковы у мальчиков и девочек (в среднем 35-38%).

Изучение агрессивности и конфликтности показало, что большая часть детей способны разрешать конфликтные ситуации, оставаясь в рамках социальной нормативности. В то же время уровень агрессивности остается высоким (43% имеют высокий уровень агрессивности,  и 39% - средний) и мало изменился за последние 5 лет. Это может свидетельствовать о том, что данные о способах разрешения конфликтов являются скорее знаемой, чем реально действующей мотивацией. Тревожным является тот факт, что за последние годы количество агрессивных девочек увеличилось почти на 30%, хотя  уровень агрессивного поведения у мальчиков остается постоянным. , в то время как Возможно, это связано с тем, что в последние годы установка на успешность связывается с агрессивным поведением независимо от пола, что, видимо, и привело к росту агрессивности и у девочек. 

Таким образом, можно констатировать, что эмоциональный компонент личностной идентичности не зависит от возраста, большинству детей свойственно принятие себя, что является, как показывают многие исследования, необходимым условием личностного роста и успешной социализации детей и подростков.  Поэтому увеличение числа детей и подростков с отрицательным отношением к себе является достаточно тревожным фактом.

  1. 3.                Фактор межпоколенного общения.

В понимании различий в образе мира между взрослыми и подрастающим поколением, необходимо учитывать тот факт, что дети и подростки выросли в новой социальной ситуации, которая воспринимается ими, в отличие от взрослых, уже не как изменчивая и текучая, но как стабильная, а новые социальные реалии, ценности и нормы – как существовавшие всегда. Это, наряду с отношением к информации, ее содержанию и способам ее получения  существенно отдаляет их от взрослых. В то же время их осведомленность часто существенно отстает от их активности и умения контролировать и регулировать свое поведение, преодолевать трудности. Это указывает на необходимость как формирования индивидуальных стратегий социализации детей и подростков, так и индивидуальных стратегий общения с детьми педагогов.

Эмпирические материалы показывают, что наиболее значимой в формировании индивидуальных стратегий взаимодействия с детьми педагогов начальной школы является направленность на оптимизацию взаимоотношений между учениками, повышение познавательной активности детей, сочетание принятия с контролем во взаимодействии педагога и учеников.

Серьезной проблемой социализации подростков является и несовпадение ожиданий педагогов и родителей в отношении их поведения, увлечений и будущего. Причиной такого несовпадения во многом являются различия в системе ценностных ориентаций педагогов и родителей, и, прежде всего, их отношения к образованию, ценности знаний, творческой деятельности. В большинстве своем педагоги (по крайней мере, в опросах и анкетах) отмечают эти ценности как ведущие и оценивают детей и подростков, исходя из соответствия этим ценностям. В то же время для многих родителей ценность образования связывается не с познавательной активностью, но с поступлением в институт, успехом и карьерой.

Общая нестабильность общества, его поляризация и многоукладность в период радикальных социальных преобразований порождает ряд новых социальных явлений: неустойчивость общественного мнения, выражающего позиции разных социальных групп; большое количество массовых социальных движений с радикальными векторами; как результат — возникновение внутри этих групп и движений «групп риска» с тенденциями к экстремизму.

Необходимо подчеркнуть что низкий уровень социализированности и невысокий уровень культуры затрудняют формирование положительных отношения и оценки окружающего мира детьми и подростками, их социокультурной идентичности. Поэтому в качестве фактора,  помогающего социализации, часто начинает использоваться этническая идентичность, которая уменьшает неопределенность настоящего и будущего.

Передача опыта уважительного отношения к другим людям происходит в процессе межпоколенного общения, которое и само претерпевает изменения. Проблема межпоколенного общения актуализируется в настоящее время следующими фактами:

•        Кардинальными трансформациями социального пространства;

•        Усилением социальной неопределенности;

•        Увеличением продолжительности временного периода процесса социализации, активизацией ресоциализации и текучей социализации;

•        Расширением информационного пространства и усилением его роли, частично заменяющей межпоколенные связи.

Существуют отличия в обмене опытом и характере взаимодействия взрослых с детьми в мегаполисах и в малых городах. Это подтверждается и результатами исследования идентичности детей и подростков, проживающих в большом и малом городе. Для подростков из малого города приоритетными являются социальные роли, групповая принадлежность, уважение традиций, конформность, рефлексивность, в то время как для подростков из большого города важны индивидуальные и личные качества, собственная независимость и автономность. большем количестве положительных выборов при самоописании.

В этой связи немаловажно формирование гражданской идентичности. В основе формирования гражданской идентичности и просоциальной направленности личности лежит гражданское самоопределение, понимаемое как целенаправленный процесс формирования гражданского облика человека как гражданина своего Отечества, основанное на приобретении компетентности в нравственной правовой культуре, усвоении определенной суммы гражданских знаний и осознании себя, своих прав и обязанностей, как человека и гражданина России, осознание причастности к большой и малой Родине: ее языку, истории, традиции, культуре, мировой культуре и истории.

Технологии приобретения гражданской идентичности должны включать: 1) систему мероприятий по сопровождению процессов самопознания и самоопределения, формирования групповой и личностной идентичности подростков, юношей, молодежи; 2) рекомендации по созданию системы социально-психолого-педагогических условий расширения развитие сфер самовыражения молодых людей. Главными условиями должны выступить создание молодежных организаций, альтернативных неформальным молодежным сообществам типа асоциальной контркультуры и расширение самоуправления в образовательных учреждениях; 3) формирование коммуникативной компетентности молодых людей, как базового условия активного включения в социальную жизнь и самореализации личности.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что ведущими факторами для профилактики экстремизма являются методологические основания борьбы с ксенофобией и экстремизмом, знание об основных закономерностях воспитания и социализации современных подростков и молодежи, которые помогают преодолеть их девиантность и асоциальность, эмоциональную нестабильность, и, тем самым, существенно снизить риски распространения экстремизма.

Рекомендуемая литература

Андреева Г.М. Презентации идентичности в контексте взаимодействия. Психологические исследования, 2012, 5(26), 1. URL: http:// psystudy.ru

Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

Андреева Г.М. Социальная психология. Аспект-пресс 2009.

Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы М.: Просвещение, 2012

Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.

Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Академия 2009.

Белинская Е.П., Дубовская Е.М. Изменчивость и постоянство как факторы социализации личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 5 (7).URL: http://psystudy.ru

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

Гребенникова О.В. Социальная интеракция дошкольников в процессе их социализации. Феноменология современного детства: сб. науч. ст. В 3 ч. / под ред. Т.Д.Марцинковской. Ч. 3. Социальная ситуация развития детей и подростков.  М.: Федеральный институт развития образования, 2013.

Иванова И.В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Автореф.дисс.на соискание ученой степени кандидата психологических наук  М. 2001.

Изотова, Е.И. Особенности отражения современных реалий детской субкультуры в изобразительной деятельности (свободном рисунке) дошкольников и младших школьников / Е.И. Изотова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные решения. М.: МОДЭК,  2013. –  № 1.

Категория переживания в психологии и философии . Монография М., Прометей, 2005

Категория переживания в психологии и философии. М.: Прометей, 2005

Концепция социализации и индивидуализации в современной психологии. М. Обнинск 2010.

Кончаловская М. М. Особенности становления личностной идентичности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Автореф.дисс.на соискание ученой степени канд. психол. наук Москва, 2006

Марцинковская Т.Д. Социальное пространство: теоретико-эмпирический анализ. Психологические исследования, 2013, 6(30), 12. URL: http:// psystudy.ru

Марцинковская Т.Д. Феноменология и механизмы развития: историко-генетический подход. Психологические исследования, 2012, 5(24), 12. URL: http:// psystudy.ru

Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков Мир психологии. № 3 2010

Методологические проблемы современной психологии – парадигмальный и междисциплинарный аспект. М., Смысл, 2005        

Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. М.: Academia, 2003.

Харре Р. Метафизика и методология: некоторые рекомендации для социально-психологического исследования // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. М. ИНИОН РАН, 1995.

Хелкама К., Похьянхемо Е. Размышления о ценностях и общественной нестабильности // Константа в неопределенном и меняющемся мире / Под ред. Марцинковской Т.Д. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. С.334-343

Хузеева, Г.Р. Динамика развития идентичности у детей дошкольного возраста / Феноменология современного детства: сб.науч.ст.в 3ч. / под ред. Т.Д. Марцинковской / Ч.2. Современная ситуация развития детей и под ростков. – М.: Федеральный институт развития образования. – 2013.

Хузеева, Г.Р. Особенности коммуникативной компетентности современных дошкольников. // Психология обучения. – М., 2014. – №11.

 

 

Требования при подготовке антитеррористических материалов

(из методических рекомендаций «Организация в субъектах Российской Федерации деятельности по противодействию идеологии терроризма»)

 1. Руководствоваться тем, что информация антитеррористического содержания, распространяемая в СМИ, должна быть достоверной, объективной и исключающей возможность ее неоднозначного толкования. В этих целях терминология, используемая в планируемых к размещению в СМИ материалах, должна соответствовать нормативным правовым, актам в сфере противодействия терроризму и уголовному законодательству Российской Федерации.

2. Отдавать предпочтение визуальным формам доведения информации, не перегружать материалы неадаптированными текстами специфического содержания (религиозными, юридическими), которые изначально не были предназначены для массовой аудитории.

3. Учитывать особенности используемого канала распространения информации и ее восприятия целевой аудиторией (по возрастному, национальному, религиозному и другим признакам), преподносить ее в удобной для восприятия и понимания форме (в том числе на различных языках, с использованием субтитров и др.).

4. Обеспечивать обязательное сопровождение текстов и изображений, содержащих надписи на иностранном языке, соответствующими переводами или комментариями..

5. При описании деструктивной деятельности террористической или экстремистской организации обязательно указывать на запрет ее деятельности на территории Российской Федерации. При этом не рекомендуется полные названия этих организаций указывать крупным шрифтом и размещать их в первой строке в верхней части материала. Также следует избегать неоправданно частого повторения этих названий в тексте и иллюстрационном материале.

6. Акцентировать внимание аудитории на:

6.1. Уголовной ответственности и неотвратимости наказания за участие в террористической деятельности, в том числе за пособничество, распространение и тиражирование соответствующих материалов;

6.2. Порядке и условиях освобождения от уголовной ответственности в отношении лиц, добровольно прекративших участие в террористической деятельности;

6.3. Несовместимости террористической деятельности с морально-нравственными нормами и установками традиционных религиозных мировоззрений и общечеловеческими ценностями;

6.4. Приемах и манипулятивных техниках, используемых вербовщиками террористических организаций в целях вовлечения в террористическую деятельность представителей различных социальных групп (прежде всего, молодежи);

6.5. Примерах отказа членов бандформирований от террористической деятельности по причине несоответствия навязанной вербовщиками идеалистической картины тому, какова ситуация в реальности.

7. Исключить использование ссылок на материалы, признанные в установленном, порядке экстремистскими и внесенные в Федеральный список экстремистских материалов, а также цитат и фрагментов видеообращении террористов, имеющих целью пропагандировать идеологию терроризма, вербовать новых сторонников или оправдывать террористические действия.

8. Избегать использования:

8.1. Цитат из священных книг традиционных религий, а также специфической религиозной лексики, допускающих различные трактовки содержания (моджахед, джихад, хиджра, кафир и т. д.), без соответствующих комментариев и пояснений;

8.2. Детальной информации о способах финансирования террористической деятельности и порядке ее осуществления;

8.3. Натуралистических изображений (фотографий и видеоматериалов) или описаний жестокости и насилия;

8.4. Вербальных и графических форм, которые образуют нестандартные и неоднозначные смысловые сочетания (например, образы, закрепленные в массовом сознании как положительные, сопровождают названия террористических организаций - «воины/бойцы ИГ», «ополченцы из Джабхат ан-Нусра», «талибы-повстанцы», «революционеры «арабской весны»), а также могут вызвать у аудитории чувства сопереживания террористам и негативную реакцию на действия специальных служб и специальных антитеррористических подразделений.

 

Источник:

  1. 1.    Методические рекомендации «Организация в субъектах Российской Федерации деятельности по противодействию идеологии терроризма». Методические

рекомендации. / Под общей редакцией А.И. Ковалёва. М., 2018. 50 с.

  1. 2.    Письмо_входящее_ВХ_26-1942_18_от_29_06_2018_(ИХ_01-07002_18_от_29_06_2018) _из_Правительство_Ярославс_(9695010v1)

 

№11/И/3-1229

 

 

Список материалов (пакет №3)

1)      Методические рекомендации «Организация в субъектах Российской Федерации деятельности по противодействию идеологи терроризма». Москва, 2018 г. Национальный антитеррористический комитет, НИЦ ФСБ России

2)      Информационно-справочные материалы «Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде. Положительный опыт работы в данном направлении».

3)      Методические рекомендации по противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма в Молодежной среде в субъектах РФ. Утверждено приказом Федерального агентства по делам молодежи от 29.03.18 №91.

4)      Методические материалы для педагогических и управляющих работников образовательных организаций по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде

5)      Требования при подготовке антитеррористических материалов (из методических рекомендаций «Организация в субъектах Российской Федерации деятельности по противодействию идеологии терроризма»)

 

Организация в субъектах РФ деятельности по противодействию идеологии терроризма. Методические рекомендации. СКАЧАТЬ 

О направлении методических рекомендаций СКАЧАТЬ

© 2015 ДК Гамма. Все права защищены.
Запрещено любое копирование материалов с сайта,
без согласования с администрацией.

%sozd11%