|
Ярославль - город трудовой доблести |
|
ЯРОСЛАВЛЬ – ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
ГОРОД-НОВАТОР
Один из самых красивых и древних городов России Ярославль по праву можно назвать первопроходцем-новатором. Город внес ощутимый вклад в развитие экономики и укрепление обороноспособности страны.
В Ярославле в 1930-е гг. появились важнейшие для страны, уникальные производства. В 1932 году был пущен первый в мире завод синтетического каучука СК-1 (первый директор Л.Т. Стреж). Завод успешно выполнил правительственное задание по производству нового вида каучука на основе искусственного латекса, широко применяемого в изготовлении прорезиненных тканей, искусственной кожи и бесшовных изделий. Ярославский шинный завод первым в мире освоил массовое производство шин на основе искусственной резины, и к началу 1940-х годов поставлял 70 % покрышек для нужд автомобильного транспорта СССР.
Ярославский государственный автомобильный завод стал экспериментальной базой для создания образцов новой техники. Здесь был собран первый в стране троллейбус, освоено производство новых типов автомобилей, автобусов, большегрузных самосвалов, тягачей. В 1933 году на заводе был создан первый отечественный дизель для пятитонки Я-5 «Коджу».
В марте 1933 года правительственная комиссия официально приняла первую очередь Ярославского резиноасбестового комбината, директором которого стал Д.Л. Михайлов. В строй были введены завод силикатного кирпича, кислородный завод и другие предприятия.
В РЯДАХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз прервало мирный созидательный труд ярославцев, стало серьезным препятствием на пути поступательного развития города и городского хозяйства, но не остановило его. Как и вся страна, Ярославль встал на защиту родной земли.
Более полумиллиона жителей области (546 тыс. человек) отправилось на поля сражений, свыше 200 тыс. человек из них погибли. За годы войны 227 ярославцев были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе 68 – посмертно. 27 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Наш земляк Герой Советского Союза, маршал Ф.И. Толбухин в период войны был начальником штаба фронта, командовал армией, а затем и рядом фронтов. Войска под его командованием разгромили гитлеровские войска в крупнейших операциях Второй мировой войны – Ясско-Кишеневской, Будапештской, участвовали в боях за освобождение Белграда, Вены и других городов. Памятник Ф.И. Толбухину установлен в Ярославле в1972 г. Среди видных военачальников- уроженцев Ярославской области - генерал-лейтенант Ф.М. Харитонов, дважды Герой Советского Союза генерал армии П.И. Батов, контр-адмирал И.А. Колышкин.
Из числа ярославцев в октябре1941 г. была сформирована 234-я Ярославская коммунистическая дивизия, которая прошла путь от Волги до Эльбы и принимала участие в разгроме фашистов под Берлином. На территории области шло формирование 243-ой и 246-ой дивизий, а также 118-ой, 288-ой, 285-ой, 328-ой стрелковых дивизий, 27-ой кавалерийской дивизий и др.
Уже к 9 июля1941 г. в народное ополчение записалось 45021 жителей города Ярославля, среди них – 18750 женщин. Всего в народное ополчение вступило более 100 тыс. ярославцев. Народное ополчение стало необходимым боевым пополнением для армии. Многие из ополченцев, получив боевую подготовку, уходили добровольцами на фронт, вступали в ряды формировавшихся в Ярославле воинских частей. На территории области были сформированы более 40 партизанских отрядов и 5 отрядов специального назначения для деятельности в тылу немецких войск («Ярославец», «Суворовцы», «Кутузовцы», «Сусанинцы», «Пугачёвцы»). Командиром отряда, в котором сражалась Зоя Космодемьянская, был наш земляк Б.С. Крайнов, а его заместителем - ярославец П.Ф. Проворов, погибший позднее в бою. Для борьбы с десантами, диверсантами, дезертирами и уголовниками на ярославской земле были сформированы 42 истребительных батальона общей численностью 6,7 тыс. человек. За годы войны обучились военному делу 183 тыс. человек.
22 июня 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в отдельных местностях СССР, в том числе и в Ярославской области, объявлено военное положение. Решением Государственного Комитета Обороны Ярославль получил статус прифронтовой зоны. (сделать сканы 2 документов ГАЯО).
В середине октября1941 г. возникла угроза вторжения на территорию Ярославской области вражеских войск, фронт проходил в50 кмот её юго-западной границы. Вражеские танковые части находились уже у канала Москва – Волга. 24 октября был создан чрезвычайный орган власти – Ярославский комитет обороны. Необходимо было предотвратить окружение Москвы с севера и захват Рыбинской ГЭС; в крайнем случае не дать противнику переправиться через Волгу. Была поставлена задача возвести укрепления до конца января1942 г. Общая протяжённость рубежей составила780 км. Всего соорудили 285 пулемётных дотов, 122 огневые точки для 45 - мм пушек, 1322 колпака. Противотанковые рвы, ловушки, эскарпы, контрэскарпы протянулись на142 км. Было построено 1076 землянок и 248 командно-наблюдательных пунктов. В Ярославле жилые дома, административные здания, улицы, железнодорожные вокзалы и др. приспосабливались к длительной обороне; устанавливались зенитные орудия. В лесах на случай партизанской войны закладывались скрытые базы вооружения, продовольствия и одежды, строились землянки для укрытия в зимнее время года. 82 тыс. жителей Ярославской области участвовали в строительстве укреплений под Ленинградом.
В октябре – декабре1941 г. в связи с угрозой оккупации 19 ведущих предприятий области полностью или частично эвакуировались в глубь страны. Причем было решено сохранить все производства, а эвакуировать только часть оборудования и работников, создавать заводы-дублеры. Частично эвакуировались заводы, являвшиеся основными производителями продукции военного назначения, так, Ярославский шинный завод был эвакуирован наполовину, а завод синтетического каучука СК-1 – на четверть. Существовал также план, в соответствии с которым в случае захвата неприятелем территории области и города оставшиеся предприятия подлежали уничтожению (ЦДНИ ГАЯО, ф.272, оп.224, д.182). Благодаря мужеству и стойкости защитников Родины реализовывать этот план не пришлось. После разгрома врага под Москвой производства были возвращены в Ярославль и продолжили выпуск продукции для нужд фронта.
ЗАЩИТА ГОРОДА ОТ ФАШИСТСКИХ СТЕРВЯТНИКОВ
Ярославль, имеющий не только большой промышленный потенциал, но и являющийся важнейшим транспортным узлом страны, с первых месяцев войны стал мишенью противника. В 1941–1943 гг. Ярославль неоднократно подвергался налетам вражеской авиации; наиболее частыми они были во время битвы за Москву. В городе была введена обязательная светомаскировка, подготовлены бомбоубежища. Первый авиационный налет на Ярославль произошел 6 ноября1941 г. – 13 бомбардировщиков сбросили 97 фугасных бомб. Было разрушено 11 жилых домов, убито 49 человек, ранено – 39. За 1941–1943 гг. 202 самолёта противника совершили 24 налёта на город, сбросив 946 фугасных и 2380 зажигательных авиабомб. В результате были полностью уничтожены 51 производственный цех, 235 жилых домов и 32 барака; 335 человек погибли, 983 человека были ранены.
Основной удар фашистов был направлен на Ярославский шинный завод и железнодорожный мост через Волгу. В результате атаки фашистской авиации в ночь с 9 на 10 июня1943 г. завод был выведен из строя, но благодаря героическому, слаженному труду ярославцев через 3 месяца предприятие возобновило свою работу. Всего в ходе этого массированного налета на Ярославль было сброшено 1,5 тыс. авиационных бомб общим весом 190 тонн. В новом налете в ночь с 20 на 21 июня1943 г. 88 самолетов противника сбросили только на Ярославский шинный завод 130 тонн бомб. Было разрушено пять цехов завода синтетического каучука, четыре цеха асбестового завода и три цеха регенераторного завода, жилые дома. За два июньских налета на город был убит 301 человек, более 600 жителей ранено, а разрушения коснулись всех районов Ярославля. За эти два налета на город немцы потеряли 12 воздушных машин, четыре из которых уничтожили наши истребители, семь – зенитчики, а один самолет столкнулся с тросом аэростата.
Под постоянным прицелом фашистской авиации находилась железная дорога. Только за октябрь1941 г. на неё было совершенно 110 групповых и одиночных налётов. Стратегически важным объектом являлся железнодорожный мост через Волгу в Ярославле, за которым фашистские «стервятники» вели настоящую «охоту». Достичь своей цели – уничтожить стратегически важные объекты, имеющие огромное значение для обороны страны, врагу не удалось.
Осенью 1941 г. по личному приказу И.В. Сталина в Ярославль были направлены 4 авиационных полка противовоздушной обороны, пополнившие свои ряды в Ярославле из числа мобилизованных жителей. Всего силами ПВО и авиации над территорией области было сбито 27 самолётов противника. Мост через Волгу, как важнейшая коммуникация, связывающая Москву с северо-западными и восточными районами страны, удалось сохранить, и он работал с полной нагрузкой на нужды фронта. На случай его разрушения ярославцы вместе с военными соорудили понтонный деревянный мост-дублёр, который, по некоторым оценкам специалистов, играл также роль «отвлекающего маневра», «запутывая» цели вражеских бомбардировщиков.
Защите города от налетов фашистской авиации способствовали организованность населения, четкое руководство, смелые и грамотные действия отрядов и групп самообороны. 3 июля 1941 г. Ярославским горисполкомом было принято решение №20 «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Такие группы создавались на предприятиях, в учреждениях, в жилых домах. Члены групп оповещали жителей города о воздушной опасности, оказывали помощь при ликвидации последствий воздушных налетов. В группы самозащиты привлекались в обязательном порядке мужское население в возрасте от 16 до 60 лет и женское население от 18 до 50 лет. 16 июля 1941 г. приказом №5 по Ярославскому областному отделу коммунального хозяйства в Ярославле на базе областного строительного треста был создан аварийно-восстановительный батальон (АВБ). В его задачи входило быстрое восстановление городских коммуникаций: водопровода, связи, дорог, мостов, транспорта и т.д., а также объектов жилья, больниц, школ и т.д. Согласно решению горисполкома №22 от 19 июля 1941 г. за счет средств домоуправлений в строгом соответствии с утвержденными проектами и под контролем городского штаба МПВО в Ярославле были осуществлены работы по устройству бомбоубежищ и временных укрытий. В целях быстрого патрулирования пожарных дозоров по улицам Ярославля в случае воздушной тревоги, согласно решению горисполкома от 28 июля 1941 г.. противопожарной службе МПВО города и районов были выделены велосипеды.
ПРЕДПРИЯТИЯ ЯРОСЛАВЛЯ – ФРОНТУ
С первых дней войны промышленность Ярославля перешла на работу по мобилизационному плану и начала массовое производство военной продукции. Ярославские предприятия были чрезвычайно важны для обороны страны, поэтому даже под бомбежками вражеской авиации не прекращали выпуск продукции. Особую роль в обеспечении фронта необходимым вооружением и материалами играли предприятия машиностроения и нефтехимии. За годы войны по отношению к 1941 году объем выпуска продукции предприятий химической и резиновой промышленности составил 198%, машиностроения – 223,3%. (ЦДНИ ЯО. Фонд 273, оп.68, д.855-а). В годы Великой Отечественной войны из Ярославля на фронт поставлялось 120 видов военной продукции.
Ярославский автозавод (позднее - Ярославский моторный завод – производственное объединение «Автодизель» - ОАО «Автодизель») выпускал корпуса снарядов, узлы и детали для танков, пистолеты-пулемёты Шпагина (ППШ), артиллерийские тягачи.
В 1941 году завод начал работать над проектом 5-7-тонного дизельного автомобиля, но начавшаяся война помешала завершению этой работы. Было законсервировано и дальнейшее расширение предприятия. С первых же дней войны завод получил задание приступить к выпуску военной продукции. Коллективу завода пришлось проектировать и изготовлять необходимое оборудование для новых видов продукции своими силами. Было оснащено 2 цеха и установлено 6 поточных линий для механической обработки деталей. Огромная трудность заключалась в том, что из коллектива завода ушло на фронт 1670 квалифицированных рабочих и специалистов, у станков их заменили жены, матери, юноши и девушки, многие из которых впервые пришли на завод. 47,5% рабочих теперь составляли женщины и 25% - молодежь. Женщины работали и на тяжелых мужских профессиях в кузнечном и сварочном цехах.
В короткие сроки осваивали они свои новые профессии и помогали решать ответственные задачи по выпуску продукции для фронта. Широко развернулось движение многостаночников, стали формироваться комсомольско-молодежные бригады. Одним из первых автозаводцев-трехсотников был Юрий Грачев, возглавлявший комсомольско-молодежную бригаду инструментального цеха и выполнявший задания на 300-400 %.
За годы войны коллектив предприятия освоил свыше 13 видов военной продукции: автоматы, снаряды для зенитных орудий, ручные гранаты и другое. Было оборудовано 4 ремонтных базы для автомобилей и одна - для танков. Эти мастерские до конца войны работали в механизированных частях действующей армии.
В 1943 году на заводе был спроектирован и изготовлен опытный образец гусеничного артиллерийского тягача Я-II. Огромные трудности пришлось преодолеть автозаводцам, чтобы наладить выпуск тягачей. Нужно было изготовить 80 холодных штампов, 39 металлических изделий, 549 разных приспособлений, 1477 режущих и 1284 мерительных инструментов. Всего для нужд фронта было выпущено 1349 тягачей. (ЦДНИ ЯО. Фонд 273, оп.68, д.855-а).
Ярославский автомобильный завод шел в ряду передовых оборонных предприятий страны. Коллективу завода трижды присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, дважды - знамя ВЦСПС и Наркомата среднего машиностроения, десять раз - знамя Ярославского обкома ВКП/б/. В августе 1944 года Президиум Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий государственного Комитета Обороны по производству вооружения наградил орденами и медалями 36 человек, из них орденом Ленина - главного конструктора Г.М. Кокина, шлифовщика Н.И. Мелентьева, сталевара Н.А. Монахова, орденом Трудового Красного Знамени – главного инженера В.В. Осепчугова, токаря Г. Авилова и других.
Через месяц после окончания войны завод уже демонстрировал образец нового дизельного 7-тонного автомобиля ЯАЗ-200, над проектированием которого конструкторы завода начали работать еще в 1943 году.
26 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны в своем решении о восстановлении и развитии автомобильной промышленности постановил преобразовать Ярославский автомобильный завод в мощную производственную базу страны по выпуску большегрузных автомобилей с дизельмоторами собственного производства. В качестве базовых объектов производства были приняты четырехцилиндровый дизельмотор ЯАЗ-204 мощностью 110 лошадиных сил и 7-тонный грузовой автомобиль ЯАЗ-200. (ГАЯО, Фонд № Р-450).
Ярославский шинный завод (ОАО «Ярославский шинный завод») – крупнейшее в стране и Европе предприятие отрасли – выпускало 70 процентов отечественных шин, в т.ч. большинство покрышек для авиации, артиллерии, воинских авточастей.
Несмотря на демонтаж и эвакуацию оборудования в IV квартале 1941 г., снизившем мощности завода более чем наполовину, шинники в этот период увеличили выпуск аэропокрышек и аэрокамер по сравнению с I-м полугодием в 1,9 раза, катков для танков – в 1,6 раз. В начале 1942 г. после поражения фашистов под Москвой часть демонтированного оборудования была восстановлена, что значительно повысило выпуск военной продукции и обеспечило выполнение государственного плана.
Коллектив завода за период Великой Отечественной войны выпустил продукции, которой хватило бы для укомплектования 800 танковых, 3138 артиллерийских, 13 800 авиационных полков. В годы войны на предприятии был освоен выпуск ряда новых изделий: автопокрышек для иностранных самолетов, автопокрышек высокой проходимости «вездеход», специальной резины и прорезиненной ткани для прокладки баков самолетов, новых размеров шин с губчатой камерой для пушек и броневиков, новых размеров катков для танков и др.продукции.
За участие во Всесоюзном социалистическом соревновании в годы Великой Отечественной войны шинному заводу 22 раза присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. В 1945 г. это знамя было передано коллективу на вечное хранение. За успешное выполнение заданий ГКО 86 работников завода были награждены орденами и медалями СССР. Орденов Ленина были удостоены директор завода П.Ф.Баденков, сборщик покрышек И.А.Глазунов, механик цеха каландров В.И.Колесов.
Ярославский электромашиностроительный завод (в годы войны – завод №655, ныне - ОАО «Элдин») в начале войны освоил производство снарядов, узлов для реактивной артиллерии, стартеров и генераторов постоянного тока для танков, других электротехнических изделий для нужд армии.
В ноябре 1941 года в связи с приближением фронта в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны часть электротехнического оборудования завода и 500 рабочих и служащих было эвакуировано в город Томск. Но завод продолжал работать. В декабре эвакуация приостановилась. В Томске стал работать завод - дублер. В течение ноября-декабря 1941 г. завод проделал значительную работу по изготовлению массового военно-инженерного инструмента для строительства оборонительных рубежей, в возведении которых приняло участие около 300 рабочих завода.
В 1942 году был организован основной электротехнический цех № 35 и смежные с ним цеха: штамповочный, автоматный, волочильный, литейный и ряд других. Основной силой на заводе во время войны были женщины и подростки. Только за 1-й квартал 1942 года завод принял 440 учеников, в том числе 295 женщин. В целом за годы войны состав рабочих обновился почти наполовину (43%).
Осенью 1941 г. предприятие получило задание Государственного Комитета Обороны на изготовление деталей к гвардейскому миномету «Катюша» (делались сопла для снарядов), выпуск которых осуществлялся до 1943 г. Если изначально производились только корпуса снарядов, то осенью 1941 г. была создана специальная мастерская по зарядке снарядов тротилом, которые выпускались также на тормозном заводе, автозаводе Ярославля.
За успешное выполнение заказов фронта коллектив завода получил благодарность Верховного Главнокомандующего.
После разгрома немецких войск под Москвой на предприятии началось восстановление электротехнических производств за счет частично возвращенного из эвакуации оборудования и изготовления собственными силами недостающих станков. Было восстановлено производство стартеров (СТ-700) к танкам и реле к ним (РС334, РС 371), зарядных генераторов типа 3 ДН. За 1942-44 гг. было выпущено свыше 7,0 тыс. стартеров. Это количество позволяло оснастить свыше 70 танковых дивизий. За годы войны на заводе было произведено 1,3 млн. снарядов и 200,3 тыс. деталей для «Катюш».
Во Всесоюзном социалистическом соревновании завод был отмечен 2-й и 3-й премиями. За заслуги в годы Великой Отечественной войны предприятие было награждено орденом Отечественной войны 1-й степени (1985).
Ярославский судостроительный завод (в годы войны – завод №345, ныне – ОАО «Ярославский судостроительный завод») в первые месяцы войны осуществлял установку вооружения на подготовленные к выпуску катера, находившиеся на стапелях завода.
В октябре 1941 г. началась эвакуация основного оборудования, в г.Кострому было вывезено около 70% демонтированного оборудования, а также незавершенные производством катера. После разгрома немецких войск под Москвой в декабре 1941 г. завод получил распоряжение о возвращении эвакуированного оборудования в Ярославль. К концу февраля 1942 г. завод был восстановлен и начал выпускать продукцию в запланированных объемах. В течение 1942 г. завод дал фронту 115 катеров разных типов, в т.ч. 17 дивизионных катеров Я-5, 5 водолазных ботов, морской охотник за подводными лодками МО-4, 10 речных тральщиков МСВ-38. Наряду с боевыми катерами на заводе было освоено производство водолазных ботов, речных тральщиков, бензозаправщиков для гидроавиации.
В этот период руководство предприятием получило согласованное со ставкой Верховного Главнокомандующего задание наркома Военно-Морского флота адмирала Н.Г. Кузнецова о срочном, сверх производственной программы, выпуске 10 катеров Я-5 («Ярославец»), оборудованных установками для гвардейских минометов «Катюша». Изготовленные на две недели раньше установленного срока, в первой половине сентября 1942 г., катера отправились в район г.Сталинграда, где шли ожесточенные бои. Катера с речными «Катюшами» участвовали не только в Сталинградской битве, но и других сражениях в составе Черноморского флота, Днепровской, Дунайской флотилий, участвовали весной 1945 г. на реке Шпрее, при штурме г. Берлина. С ярославских катеров высаживались десанты в Крым, на «Малую землю». Два катера Я-5 ярославской постройки установлены в г.Новороссийске и г.Таганроге как памятники матросской славы.
Ярославские катера приняли участие в завершающей фазе Второй мировой войны – военных действиях против Японии. Семь минных катеров Я-5, вооруженных реактивными минометами «Катюша», составили 1-й отряд 1-й бригады речных кораблей Амурской флотилии и обеспечили форсирование рек Амур и Уссури, вели боевые действия на р. Сунгари.
По итогам Всесоюзного социалистического соревнования коллективу предприятия было присуждено Красное знамя ГКО (1943), он дважды награждался переходящим Красным знаменем Наркомата судостроительной промышленности и ЦК профсоюза (1943, 1944). Наиболее отличившиеся судостроители были удостоены высоких правительственных наград: орденом Ленина отмечен труд моториста-монтажника И.А. Булгакова, начальника цеха В.М. Ляпина, мастера-судосборщика М.М. Никифорова. Орденом Трудового Красного Знамени награждены восемь работников завода, орденом Красной Звезды – девять человек, орденом «Знак Почета» - 15 работников и медалью «За трудовую доблесть» - десять человек.
За заслуги в деле вооружения армии и флота в годы Великой Отечественной войны завод был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (1985).
Ярославский тормозной завод (ныне ОАО «Ярославский радиозавод») в годы войны не только производил военную продукцию, но и обеспечивал страну своими профильными изделиями для железнодорожного транспорта.
Во время войны на заводе было организовано производство взрывателей, 45-миллиметровых снарядов, зажигательных и противотанковых бомб и средних частей реактивных снарядов для «Катюш». В ноябре 1941 г., как и другие предприятия региона, имеющие оборонное значение, тормозной завод в условиях работающего производства начал эвакуацию части оборудования и значительной части специалистов и рабочих. После отмены эвакуации завод начал наращивание выпуска продукции для нужд фронта. Если в 1941 г. было выпущено всех видов боеприпасов, включая минные взрыватели, 2 595 756, то в 1944 г. – 7 102 656, т.е. производство выросло в 3 раза.
В 1943 г. предприятию было присуждено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое коллектив удерживал в течение двух последующих военных лет, а затем по постановлению ГКО было оставлено заводу на вечное хранение.
В период 1941-1945 гг. на заводе широко развернулось стахановское движение, для премирования был создан натуральный фонд. В связи с успешным выполнением квартальной программы в 1941 году в адрес коллектива тормозного завода поступило поздравление начальника Главного управления транспортного машиностроения (ГАЯО, фонд №Р-490). Один из боевых самолетов, построенных на деньги рабочих, даже носил имя «Ярославский тормозник». 4 марта 1943 г. на завод пришла телеграмма: «Прошу передать рабочим, работницам, служащим Ярославского тормозного завода, собравшим 300000 рублей на строительство звена скоростных бомбардировщиков «Ярославский тормозник» мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».
Ярославский электровозоремонтный завод имени им.Б.П.Бещева (в годы войны – Ярославский паровозоремонтный завод) поставил для фронта 7 бронепоездов, 6 бронеплощадок, 16 башен зенитных орудий, 873 паровоза, отремонтировал 36 бронепоездов, 21 бронеплощадку. (ЦДНИ ЯО. Фонд 273, оп.68, д.855-а)
За первый месяц войны записались добровольцами на фронт 1065 человек из 2056 работающих тогда на заводе. В обстановке острого кадрового дефицита коллектив начал освоение спецпродукции (снарядов), под которые срочно приспосабливаются площади механического и литейного цехов. В цеха приходят 14-16-летние подростки – учащиеся школ ФЗУ, к станкам встают инженерно-технические работники, в том числе секретарь парторганизации Котов и другие. По 2-3 смены подряд работают слесарь сборочного цеха Баранов, слесарь Гусев и многие другие, выполняя производственные задания на 300 и более процентов. Они становятся основной движущей силой в выполнении заданий Государственного Комитета Обороны.
В ноябре 1941 года завод получает задание на изготовление в кратчайшие сроки двух бронепоездов. Эту работу возглавил технический директор Новиков. Задание было выполнено! Выполнил завод и другой срочный заказ – на изготовление двух тысяч солдатских котелков. Работать приходилось в неимоверно тяжелых условиях, на открытых площадках, при жесточайшем морозе, когда не выдерживал даже металл, а ладони юных рабочих «примораживались» к деталям и корпусам изделий.
Примечательно, что именно коллектив Ярославского ЯПРЗ воспитал и вывел в жизнь плеяду блестящих руководителей промышленности, общественных и партийных деятелей, ученых, которые в послевоенное время плодотворно трудились на благо родной страны.
Ярославская нефтебаза (ныне – ООО «Спецторг плюс») в годы войны являлась одной из основных баз по снабжению горюче-смазочными материалами боевой техники.
К началу войны на нефтебазе закончилась реконструкция, в результате которой здесь был построен первый в СССР масляный барак по разливу масел, построена мощная трансформаторная подстанция, станция питьевого водопровода на артезианской скважине, отдельные сливо-наливные железнодорожные эстакады. Современный по тому времени технический потенциал, удобное географическое расположение нефтебазы обусловило ее особое место в обеспечении фронта необходимыми профильными материалами.
Коллектив нефтебазы, круглосуточно, при любых погодных условиях и боевой ситуации, включая авианалеты на город, успешно выполнял все задания Государственного Комитета Обороны. Заслуги предприятия перед обороной страны отмечены орденом Знак Почета.
Ярославский завод «Красный маяк» (в годы Великой Отечественной войны – завод № 777, ныне – ОАО «Ярославский завод «Красный маяк») в кратчайшие сроки освоил производство боеприпасов, минных взрывателей, корпусов мин и авиабомб различной модификации.
В годы войны на предприятии было произведено более 5,0 млн. минных взрывателей, 1,6 млн. авиабомб, из них 1,3 млн. составили бомбы новой конструкции – противотанковые.
Выпуск противотанковых бомб был налажен на заводе в соответствии с заданием ГКО в мае 1943 г. Освоение нового вида продукции и наращивание темпов производства потребовало полного переоборудования сборочного цеха в кратчайшие сроки. Противотанковые бомбы впервые были использованы штурмовой авиацией в Курской битве – они эффективно прожигали броню до 70 мм, заставляя гореть тяжелые «Тигры» и «Пантеры».
В ноябре 1943 г. группа работников завода «Красный маяк», особо отличившихся при выполнении задания Государственного Комитета Обороны по производству новых видов продукции, была представлена к правительственным наградам.
Ярославский завод асбестовых технических изделий (Открытое акционерное общество "Завод фрикционных и термостойких материалов" (ОАО "Фритекс»).
Завод оперативно освоил производство паронита, необходимого для производства автомобильной и другой техники, выполнял другие заказы оборонной промышленности. В 1943 году завод неоднократно подвергался варварской бомбардировке врага, в результате чего вышли из строя текстильный цех и цех асбестового металлического полотна. Благодаря самоотверженному труду коллектива производство не останавливалось.
За самоотверженный труд, успешное выполнение оборонных заказов коллектив завода неоднократно получал благодарности и денежные премии от Государственного Комитета Обороны.
После войны коллективу завода в короткие сроки пришлось осваивать новые виды тормозных накладок и дисков сцепления. Был разработан и быстро освоен новый способ горячего формирования, что значительно улучшило качество изделий. (ГАЯО, Фонд № Р-2416).
Ярославское производственное объединение "Ярославрезинотехника" (в годы войны и послевоенные годы – завод №151, ныне – ОАО «Резинотехника») в апреле 1941 года вступил в строй.
В конце 1941 г., в чрезвычайно короткие сроки было полностью демонтировано технологическое и энергетическое оборудование опытного завода и частично основного завода. Была эвакуирована в г. Уфу часть квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников. Большая часть рабочих ушла на фронт, многие вошли в состав Ярославской Коммунистической дивизии. Все это привело к почти полной ликвидации заводов. На основном заводе осталась незначительная часть рабочих и инженерно-технических работников во главе с директором опытного завода Лавриновым А.Г. и главным инженером Балабкиным П.И.
Зимой 1941-1942 гг., когда была ликвидирована угроза вторжения противника в Ярославскую область, начались восстановительные работы. Восстановление завода проводилось в чрезвычайно трудных условиях из-за отсутствия оборудования и материалов, недостатка квалификационной рабочей силы, инженерно-технических работников, топлива и электроэнергии. Усилиями небольшого коллектива завод в 1942 году возобновил выпуск продукции. В сложный для обороны Москвы период Ярославский завод «Резинотехника» наладил производство аэростатов. За годы войны было выпущено 1026 аэростатов заграждения, 19 776 резиновых лодок, 1695 понтонов 5-10-тонных для переправы войск 201 260 зарядных мешков, 11 759 плавательных костюмов, 20 174 спасательных жилетов, 5 315,6 метров проризиненной ткани. В 1942 году кадры завода пополнились за счет эвакуированных сюда рабочих, инженерно-технических работников из города Ленинграда с родственного по профилю завода "Красный Треугольник".
В 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, коллектив завода начал наращивание производственных и особенно энергетических мощностей. Наряду с расширением ассортимента и наращиванию мощностей были вновь созданы производства, запланированные при создании завода. ( ГАЯО. Фонд № Р-2480).
Ярославский завод синтетического каучука ВПО "Союзкаучук" (позднее - АО "СК Премьер» в предвоенные годы впервые в СССР осуществил промышленное производство латекса.
За разработку этого метода научному сотруднику ЦНИЛ завода Б.А. Долгоплоску дважды присуждалась Государственная премия.
В годы Великой Отечественной войны завод обеспечил ускоренное выполнение заданий по выпуску продукции для фронта, разрабатывались и осваивались новые виды продукции, велась работа по замене дефицитного пищевого сырья синтетическим. Были введены в строй установки по выработке технического альдегида и технического эфира — побочных продуктов производства. На имеющемся оборудовании осуществлялось производство регенерата из отходов резины, был освоен процесс получения морозостойкого латексного каучука. Два цеха были переведены на выпуск низкощелочных каучуков, имеющих улучшенные физико-химические свойства. Установленное дополнительное оборудование позволило освоить технологический процесс высоковязкого каучука.
По решению правительства на заводе оставлено на вечное хранение переходящее Красное знамя Государственного Комитета обороны. (ГА ЯО Фонд № Р-2368)
Фабрика «Красный Перекоп» (ныне ОАО «Красный Перекоп»
За первые три военных года фабрика дала стране около 6,5 млн. метров бельтинга. Именно в годы Великой Отечественной предприятие перешло на выпуск технических тканей. С первых дней Великой Отечественной одно из градообразующих в те годы предприятий Ярославля переходит на режим военного времени: работа в две смены по 11 часов. К станкам встают женщины и вернувшиеся на производство пенсионеры. Трудятся, иногда не покидая пределы фабрики неделями. А когда все-таки уходят, стараются сделать все для фронта, все для победы: добывали торф, потому что в цехах было очень холодно.
600 текстильщиц за период войны сдали более 3000 литров крови. Было собрано и послано на фронт более 13 000 теплых вещей. По предложению комсомольцев фабрики заработано на воскресниках и перечислено на изготовление танков 1 420 000 рублей. 2 800 человек трудились на оборонительных сооружениях. Фабрика переживает эвакуацию оборудования в тяжелейшем 1941-м, возобновление производства в 1942-м, а в 1943-м впервые начинает выпуск технической ткани - бельтинга.
Во всесоюзном соцсоревновании сотрудники фабрики 10 раз занимают первые места, трижды им вручается переходящее красное знамя госкомитета обороны, а в 1944-м оно остается в стенах фабрики на вечное хранение.
В 1947 г. фабрика за трудовые достижения в годы Великой Отечественной удостаивается высшей государственной награды ордена Ленина.
Ярославский завод "Победа рабочих» (в настоящее время – ОАО «Лакокраска») в годы войны был единственным в стране производителем грунтов, лаков, нитроэмалей для авиационной промышленности.
В период Великой Отечественной войны завод перешел на выпуск продукции, соответствовавшей требованиям военного времени и 9 раз завоевывал переходящие Красные знамена ВЦСПС и Наркомхимпрома. Заводу было отдано на постоянное хранение переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. В числе награжденных за самоотверженный труд в годы войны рабочих предприятия был директор «Победы рабочих» Д.Н.Васильев, удостоенный ордена Ленина.(ГА ЯО.Фонд № Р-159).
Ярославский завод топливной аппаратуры (в годы войны – завод №599, затем - механический завод, ОАО "Ярославский завод топливной аппаратуры») был создан на площадке эвакуированного в 1941 г. завода №62.
85 процентов кадрового состава предприятия составляла молодежь от 14 до 18 лет. В короткие сроки предприятия освоило выпуск нескольких видов боеприпасов, в т.ч. 34-мм бронебойные снаряды (было изготовлено 613 995 шт.), 45-мм дугасные морские снаряды (выпущено 775 440 шт.), 45-мм осколочные снаряды (выпущено 100 000 шт.). Приказом Народного Комиссариата боеприпасов СССР от 18 мая 1942 года № 312 механическому заводу присваивается литерный №599. Таким образом с мая 1942 года по 20 июля 1960 года механический завод стал называться завод №599. (ГА ЯО. Фонд № Р-3667).
Ярославский завод №50 (ныне – филиал ОАО «Мостостройиндустрия») сыграл важную роль в восстановлении железнодорожных путей, изготовлении ферм железнодорожных мостов.
За время войны завод выпустил военно-разборочных металлических конструкций мостов малых и средних пролетов и другого оборудования 12 506 тонн, кроме того,отправил на фронт различных конструкций мостовых ферм 4 757 вагонов, 28 032 погонных метров различных мостовых конструкций.
Коллектив монтажников предприятия восстанавливал железнодорожные мосты на освобожденных после оккупации территориях на реках Дон, Северный Донец, Днепр у Смоленска, Киева, Черкасс, Кременчуга, Могилева, Сейм – у Льгова, Сож – у Гомеля. Завод подготовил большое колическо спецформирований НКПС и железнодорожных частей Красной Армии.
За успешное выполнение заданий ГКО 15 работников завода награждены орденами и медалями.
ТРАНСПОРТ, ЭНЕРГЕТИКА
К началу 1941 года главное направление Ярославской железной дороги имело необходимую пропускную способность. С наступлением войны и изменением характера грузопотока размеры движения, заложенные по действующему графику, не удовлетворяли фактической потребности. Нужны были срочные меры по обеспечению пропуска вагонопотока, и они были приняты. На ряде направлений были подготовлены и открыты разъезды, жезловые посты.
Для улучшения маневренности Московского, Ярославского, Ивановского и др. узлов, ликвидация угловых потоков и усиления пропускной способности в 1941 году были построены соединительные ветви. Эти мероприятия дали возможность разгрузить основные линии от лишней работы и пропускать без задержки сотни эшелонов.
Для обслуживания эвакуированного населения, кроме дополнительных столовых, ларьков, магазинов, кипятильников, при всех крупных станциях были открыты медицинские и санитарно-контрольные пункты, проведены др. противоэпидемиологические мероприятия.
В эти же годы шла реконструкция путей, на ряде станций закончили работы по электроцентрализации стрелок, некоторые станции оборудованы отжимными стрелками, уложили дополнительные пути и маневровые вытяжки.
Коллективы Ярославской и Северной железных дорог делали все возможное, чтобы увеличить грузопоток, обеспечить фронт всем необходимым, чтобы остановить врага, сорвать его планы и помочь этим самым Красной Армии в решающем наступлении.
Основной задачей послевоенной 5-летки (1946-1950 годы) было восстановление тяжелой промышленности и ж/д транспорта. В этот период на обеих дорогах продолжалось новое строительство. На Ярославской железной дороге это была линия Кострома-Галич, начатая еще в годы войны, а на Северной железной дороге начаты подготовительные работы на сооружение вторых путей на участке Вологда-Череповец (ГАЯО, Фонд № Р-2295).
Ярославская теплоэлектроцентраль (ТЭЦ-1) Ярославского районного энергетического управления (Ярэнерго)
В октябре 1941 года по решению Эвакуационного Совета при СНК СССР оборудование целевого ряда предприятий города и области было перебазировано на восток страны. По решению Эвакуационного Совета с 25/10-1941 г. на ЯрТЭЦ были остановлены и демонтированы котел и № 5 производительностью 110/135 тн/час и турбогенератор № 2 мощностью 25 тыс. киловатт.
В 1942 году в связи с успехами Красной Армии на Фронтах Великой Отечественной войны и возвращением перебазированного оборудования, по постановлению Правительства, на ЯрТЭЦ 15/3-42 г. было восстановлено оборудование, демонтированное в 4 квартале 1941 года.
В период Великой Отечественной войны коллектив Ярославской ТЭЦ выполнил задачу по обеспечению бесперебойной работы станции и безопасности персонала на случай налета вражеской авиации. Налеты вражеской авиации на ТЭЦ были в 1942 и 1943 годах, это были налеты бомбардировщиков, действия которых не приносили серьезных помех в работе станции. В результате этих налетов отдельные работники ТЭЦ получили легкие ранения, возникали пожары на территории и в зданиях станции, которые быстро ликвидировались персоналом ТЭЦ.
Немецкие захватчики, видя бесплодность налета одиночных самолетов, очевидно, решили одним-двумя массовыми налетами уничтожить важнейшие предприятия резиноасбестовой промышленности и питающую их теплом и электроэнергией Ярославскую ТЭЦ.
Но несмотря на ожесточенную бомбардировку и гибель некоторых работников станции, персонал продолжал самоотверженно работать по ликвидации пожаров и разрушений, обеспечивая бесперебойную работу Ярославской ТЭЦ.
Телеграммой Наркомата электростанций, присланной в Ярэнерго, а также телеграммой секретаря ЦК ВКП (б), присланной в Ярославский Обком ВКП (б) было предложено к 20 декабря 1943 года смонтировать на Ярославской ТЭЦ для Донбасса передвижную электростанцию из оборудования, имеющегося на ТЭЦ и других предприятий города.
На Ярославской ТЭЦ был создан монтажный коллектив во главе с начальником монтажа и инженером т. Петровым Н.А., и этот коллектив в течение 15 дней произвел монтаж и испытание энергопоезда размещенного в трех выгонных и на двух платформах.
26 декабря 1943 года сформированный состав энергопоезда, со специальным паровозом, был отправлен с территории ТЭЦ скорым маршрутом в Донбасс.
В дни Отечественной войны недостаток кускового торфа в топливном балансе области очень резко отразился на работе котельного цеха Ярославской ТЭЦ.
Несмотря на то, что топки котлов при проектировании рассчитывались на сжигание 65% куска с влажностью 33% и 35% фрезера с влажностью 40%, цех получил самые различные комбинации топлива, как-то: подмосковный уголь, дрова, щепу, Донецкий длиннопламенный уголь, резной торф влажностью до 66% и кислый гудрон.
Все это создавало большие трудности в обеспечении нормальной работы оборудования, в соблюдении необходимых параметров пара и в обеспечении бесперебойного снабжения потребителей теплом и электроэнергией.
И только с момента получения с болот достаточного количества торфа, с июня 1944 года сжигания всех заменителей было совершенно прекращено.
Ярославская ТЭЦ, начиная с 1941 года и по 1950 год, обеспечивала потребителей теплом и электроэнергией, имея установленную мощность: по котлам 445 тонн пара в час по турбогенераторам 49 тыс. киловатт.
После окончания Великой Отечественной войны в связи с переименованием Наркоматов в Министерства, на основании Постановления Совнаркома СССР от 15 марта 1946 года Ярославская ТЭЦ также перешла в подчинение Министерства электростанций СССР и входила в состав Главцентрэнерго. (ГА ЯО. Фонд № Р-2378).
ВСЕ - ДЛЯ ФРОНТА!
На нужды фронта были нацелены и сугубо гражданские производства Ярославля. Фабрика «Североход» изготовила для фронта 1 786 тыс. пар кожаных сапог и полусапог. Фабрика валяной обуви «Упорный труд» - 2 680 тыс. пар валяной обуви. На ликеро-водочном заводе делали бутылки с зажигательной смесью. В городе был налажен выпуск средств химической защиты: на «Красном маяке» и шинном – противогазы, на кондитерской фабрике – бахилы. Выпущенных на предприятиях Ярославля противохимических средств хватило бы населению 73 таких городов как Ярославль. Ярославское территориальное производственное объединение хлебопекарных и макаронных предприятий ТПО "Ярославльхлебпром" и Акционерное общество открытого типа "Ярославльхлебпром» вo время Великой Отечественной войны занималось выработкой спецсухарей фронту, план по которым выполнен на 105,9%. За качественную выработку сухарей трест неоднократно получал благодарности с фронта. Выполнение плана производительности труда в 1943 году составило 112,4%. (ГА ЯО. Фонд № Р-2190).
Предприятия легкой промышленности города поставили фронту 60 160,1 тыс.погонных метров тканей, 2 649 тыс. шт. теплого и летнего белья, различного военного снаряжения (телефонные катушки, лыжи, конские щетки, ящики, арматура и т.д.) – 5433,6 тыс.шт. Фабрика «Возрождение» поставляла на фронт средства химзащиты (комбинезоны, чулки), одних чулок было выпущено 11 789 тыс. пар, палаток санитарных, комсоставских, плащпалаток – 68,6 тыс.шт. Коллективное предприятие "Парижская коммуна" (ОАО "Парижская коммуна") во время войны выпускало спецпродукцию: волокуши для пулеметов, сани для зенитных орудий, ящики для патронов и снарядов. Ярославская экспериментальная табачная фабрика им. В.И.Ленина (позднее - АО "Балканская звезда») годы Великой Отечественной войны обеспечивала махоркой действующую армию. Всего на фронт было отправлено 15 220 тонн махорки. (ЦДНИ ЯО. Фонд 273, оп.68, д.855-а).
Даже заключенные ярославских тюрем участвовали в изготовлении продукции для фронта: выпускали бомбы, мины, снаряжение для минометов, шили обмундирование. Все задания выполнялись на 100 и более процентов. Физически сильных заключенных направляли на предприятия в тяжелые цеха, где почти не осталось кадровых рабочих. Так, директор завода «Пролетарская свобода» обратился к секретарю обкома КПСС дать указание начальнику НКВД В.В.Губину не снимать из термического цеха 40 заключенных, т.к. на заводе трудятся в основном подростки, которым очень трудно справляться с тяжелой работой в литейном цехе, а задания по изготовлению мин – под угрозой срыва. (ГАЯО ЦДНИ, ф.272, оп.224, д.1418).
Жители Ярославля собрали и передали Красной Армии 132 тыс.единиц теплых вещей. Руками женщин было выстирано 644 тыс.пар армейского белья, отремонтировано и выстирано 428 тыс.ед. воинского. Трудящиеся города за годы войны внесли в государственную казну денежных средств по займам на сумму 200,7 млн. рублей, по денежно-вещевой лотерее – 34 млн.руб. В фонд Красной Армии поступило 147 млн.руб, в Фонд обороны – 69 млн. руб. А всего жители города передали на нужды фронта 450,7 млн.руб, сдали 3 420 г золота, 51 131 г серебра.(ЦДНИ ЯО. Фонд 273, оп.68,д.855-а).
Ярким свидетельством искренней любви ярославцев к своей родине, примером патриотизма и веры стал безвозмездный труд жителей на строительстве и благоустройстве набережной в городе. Еще шли ожесточенные бои, и в дома ярославцев приходили извещения о гибели их близких, а люди уже мечтали о мирном будущем. 19 августа 1944 г. началось строительство набережной реки Которосль. Тяжелую работу по выкорчевке пней, выемке грунта, выравниванию полотна дороги выполняли вручную, в основном, женщины, подростки, дети. Работали на субботниках, после окончания трудового дня, в личное время. По инициативе участников стройки дни с 18 по 30 октября 1944 г. были объявлены фронтовой декадой, т.е. трудиться надо было по-ударному, чтобы выполнить все намеченное в срок. За рекордно короткий срок были выполнены земляные работы, заасфальтировано 33,0 тыс.кв. м дорог и тротуаров, уложено 7,9-8,5 тыс.погонных м бордюрного камня, изготовлено и установлено 2,0 тыс. погонных м чугунных решеток, высажено около тысячи многолетних деревьев и около 7 тысяч декоративных кустов, устроено 3,0 тыс. кв.м газонов. Были построены металлический сварной пешеходный мост длиной 50 м и два деревянных моста. 6 ноября 1944 г. новая Которосльная набережная предстала перед жителями и возвращающимися с войны победителями в новом обличьи, став одним из красивейших мест для отдыха горожан и гостей города.
ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА
Здравоохранение г. Ярославля с первых дней войны перестроило свою работу, исходя из насущных нужд фронта и тыла. Задачами первостепенной важности являлись организация лечения раненых и больных воинов Красной Армии, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия фронта и тыла, охрана здоровья гражданского населения. С первых месяцев войны в Ярославль стали прибывать раненые. Все тыловые эвакогоспитали были переданы в ведение органов здравоохранения. В Ярославле было сформировано … военных госпиталей. Только за первые шесть месяцев войны Ярославль принял более 100 тысяч раненых воинов.
Из лечебных учреждений города под госпитали были переданы Ярославская хирургическая больница, поликлиника им. Семашко, акушерско-гинекологическая больница № 2. Лучшие здания учебных заведений, учреждений культуры, организаций были отданы под размещение военно-медицинских учреждений. Лучшие врачи – А.Л. Голосов, А.О. Полетаев, В.Л. Розенфельд, И.М. Колодкин и многие другие пошли работать в госпитали. Более 200 медиков – ярославцев за свой героический труд в годы войны были удостоены правительственных наград. (ГА ЯО. Фонд № Р-385).
Большую помощь в лечении воинов оказали доноры. Только за 1941-1944 г.г. Ярославские станции переливания крови дали госпиталям 29 тысяч литров крови. Донорами стали 17 052 жителя города. Они помогли спасти жизни десяткам тысяч бойцов. Так, донор Попова отдала 17 литров крови для 60 раненых, донор Мишукова – 11 литров для 40 бойцов. Обе они были награждены орденом «Знак Почета». (ЦДНИ ЯО.Фо273, оп.68, д.855-а).
ПОМОЩЬ ЭВАКУИРОВАННЫМ ИЗ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Свидетельством мужества, гражданственности и гуманизма Ярославля стала помощь прибывающим в город жителям блокадного Ленинграда. Ярославль в числе первых протянул сильную и добрую руку помощи ленинградцам. В январе 1942 г. в Ярославле была создана комиссия (впоследствии преобразованная в управление) по приему, размещению и обслуживанию эвакуированных ленинградцев. Только за период с 11 января по 1 июня 1942 г. в Ярославль прибыло 330,6 тысяч ленинградцев, в их числе было 88,9 тыс.детей. Значительная часть эвакуированных ленинградцев после оказания первичной помощи направлялась в тыловые регионы страны. К сожалению, тяжелая дорога и крайнее истощение приводили к потерям среди прибывших из Ленинграда. Здесь они нашли свое упокоение. Всего было снято с транзитных эшелонов 590 трупов. Ярославцы сегодня бережно заботятся о могилах этих людей и хранят память о жертвах блокады.
В общей сложности за годы войны Ярославль принял 100 тыс. детей блокадного Ленинграда. Для них Ярославль стал вторым домом, благодарная память о котором сохранилась у них на всю жизнь. Принявшие их ярославцы спасли многим из них жизнь, делая это по зову сердца. Они делились с детьми блокадного Ленинграда всем, что было у них, в том числе тем, чего порой не хватало собственным детям. В августе 1941 г. в самом Ярославле было введено карточное снабжение продовольствием: работающие получали 400–800 г хлеба в сутки.
Больные размещались сначала в лечебных учреждениях города, в дальнейшем помимо существующих лечебные учреждения были организованы в клубах и школах. Для обслуживания эвакуированных ленинградцев было выделено 38 врачей, 135 медицинских сестер, 215 санитарок. Израсходовано средств 2.800.000 рублей. Для санобработки оборудовались санпропускники.
Для обслуживания больных, эвакуированных из города Ленинграда в апреле 1942 года при эвакоуправлении был организован специальный медсектор (ГА ЯО, ф.Р-385, ап.2,д.б).
РАБОТНИКИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА – ДЛЯ ПОБЕДЫ
В первые месяцы войны учреждения культуры перестраивают свою работу с учетом задач военного времени. При Ярославской филармонии создаются бригады из артистов для обслуживания оборонного строительства, ведущегося в Ярославской и Калининской областях, куда вошли профессиональные музыканты и актреы театра им.Ф.Г.Волкова. Все их выступления сопровождались бурными овациями. В часы своего досуга артисты помогали выпускать боевые листки и на отстающих участках строительства оборонительных сооружений включались в работу наравне со строителями, что создавало трудовой подъем у работающих. Политуправления неоднократно отмечало работу агитбригад.
В этот период филармония оказывала всяческую помощь в организации приюта и нормальных условий работы временно базировавшимся в Ярославской области работникам искусств Литвы и Эстонии, а также пропаганде их народного творчества, организации концертов.
В июле 1942 года был организован музыкальный лекторий постоянного обслуживания рабочих резинокомбината, автозавода, фабрики "Красный Перекоп" и "Красный перевал", а также городов и районных центров в области. Лекторий 1942 г.г. дал 120 лекций-концертов.
В 1943 году филармонией был организован ансамбль русской песни и пляски, работавший до 1959 г., 3 эстрадные бригады для выступлений на селе и 2 бригады специального назначения: одна для обслуживания 25-й Гвардейско-й Краснознаменной дивизии (по заданию Политуправления МВО), другая - по обслуживанию Ярославской железной дороги (выступала непосредственно на линии фронта). Затем эта бригада была направлена на обслуживание освобожденных от немецко-фашистских оккупантов Московско-Киевской ж.д.
За исключительную добросовестную работу бригада получила благодарность от Командующего Чехословацкой бригадой в СССР генерала Л. Свободы. Всего бригадой дано 300 концертов.
Значительным событием в жизни филармонии за 1943 год явилась организация симфонического оркестра, главным дирижером которого был Александр Ефимович Уманский - директор филармонии. Движимые патриотическими чувствами, артисты филармонии провели несколько концертов в фонд обороны, средства от которых в сумме 650 тысяч рублей пошли на помощь семьям фронтовиков. Кроме этого ими было дано 1100 шефских концертов.
К концу 1944 года творческий состав филармонии был следующий: симфонический оркестр, ансамбль русской песни и пляски, струнный квартет и 7 концертных бригад. По заданию Комитета по делам искусств при СНК РСФСР была послана концертная бригада для обслуживания освобожденных районов Курской области, за что ею получена благодарность отдела искусств области и ряда воинских частей.
С наступлением 1944 года музыкальный лекторий реорганизован в Университет музыкальной культуры. Свои лекции университет проводил в трех институтах, Доме Красной Армии, клубах, автозаводе, ЯПРЗ, фабрике "Красный Перекоп", городах области. Программы концертов были разработаны по циклу: русская, советская и западная музыка.
Тогда же организуется ансамбль венгерских цыган, переданный в 1964 году Калужской филармонии.( ГА ЯО. Фонд № Р-2340).
В летопись Великой Отечественной войны, историю доблести и стойкости ярославцев свою удивительную страницу вписала и детская передвижная концертная бригада Ярославского Дворца пионеров, отмеченная высокими правительственными наградами. Эту агитбригаду создал и возглавил опытный педагог, художественный руководитель Дворца Семен Семенович Астрамиров.
30 апреля 1940 года в Ярославле на улице Советской, 17 открылся большой, красивый Дворец пионеров и октябрят - подарок для местной детворы, где каждый мог найти себе занятие по душе. К сожалению, вскоре радость сменилась болью и горем: началась война, и в этом здании был размещен военный госпиталь №291. Кружки и творческие объединения детей продолжали работать в отведенном для них помещении, а ребята помогали «ковать» Победу своими детскими силами и талантами.
В детскую агитбригаду были отобраны около 40 ребят, которые хорошо танцевали, пели, читали стихи. В ее состав вошли Людмила Яблокова, Людмила Лабутина, Борис Мокров, Соня Бевзюк, Владимир Коротков, Евгении Смолина, Аркадий Захаров, Виктор Пичугин, Зинаида Ермилова, Борис Карандашов, Игорь Кирсанов, Галина Гусева, Владимир Теплов, Борис Получистов и другие.
Юные артисты выступали не только в Ярославле, они много гастролировали. По данным архивных документов, только с 22 по 30 июня 1941 года они давали по 6-8 концертов в день для бойцов Красной Армии. Иногда получалось и больше. Так, 22 июня 1942 года бригада дала 10 концертов в костромских госпиталях! С воодушевлением исполненные ребятами песни о Родине, зажигательные народные танцы, душевные стихи поднимали настроение и боевой дух солдат, укрепляли веру в Победу, призывали к мести за разрушенные города и села, за смерть ни в чем не повинных людей.
Концертная бригада Ярославского Дворца пионеров часто выступала на предприятиях, в колхозах, на торфоразработках. Во второй декаде декабря 1942 г. ребята дали 22 концерта в Варегове, Дунилове, Берендеево, Ляпино, Купани, Щелканке и т.д., выступили на строительных железнодорожных пунктах, на пароходах и в детских домах. Такой выносливости и творческой одержимости могут позавидовать многие профессиональные взрослые артисты. Памятным для юных артистов стало выступление в Ярославле перед военными резервного управления Ставки Верховного Главнокомандующего во главе с маршалом Мерецковым. В память об этой встрече ребятам было вручено боевое Красное знамя, его копия сегодня находится в Ярославском городском Дворце пионеров - Центре внешкольной работы.
За большой вклад, внесенный в дело Победы над врагом, 42 участника творческого коллектива Ярославского Дворца пионеров и октябрят в декабре 1945 г. были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОРОННОЙ МОЩИ СТРАНЫ
Население Ярославля в годы Великой Отечественной войны передало 146 млн. руб. на строительство танковых колонн, эскадрилий самолётов и др. На народные деньги была построена подводная лодка «Ярославский комсомолец». 23 февраля 1943 г. она была передана Северному Военно-Морскому Флоту и вошла в состав подразделения, которым командовал уроженец Рыбинска Герой Советского Союза И.А. Колышкин. В первом же своем рейде подводная лодка «Ярославский комсомолец» уничтожила транспорт противника с боеприпасами. На собранные ярославцами средства были построены также авиаэскадрилья «Ярославский комсомолец», танковые колонны «Ярославский колхозник» и «Иван Сусанин». В октябре 1941 г. в Ярославле прошел сбор средств на бронепоезд, который был направлен на фронт в район Великих Лук. На нужды обороны было передано 3,4 кг золота, 5,1 кг серебра и драгоценных изделий на 21,7 тыс. руб. Только в холодную зиму 1941 – 1942 гг. в Красную Армию были отправлены тысячи полушубков, валенок, ушанок, свитеров, меховых рукавиц и многое другое – всего около 610 тыс. вещей.
В годы Великой Отечественной войны подготовку военных кадров начало Ярославское военное пехотное училище, с 1943 г. носившее имя Ф.М. Харитонова. После окончания войны в сентябре 1945 г. в Ярославле разместилось Московское военно-политическое училище им. В.И. Ленина, а в 1951 г. на его базе сформировалось Ярославское военно-техническое училище войск ПВО.
С 1943 г. в Ярославле продолжил подготовку кадров Белорусский медицинский институт, сформированный из эвакуированных Минского и Витебского мединститутов. Через год этот вуз вернулся в свою республику, а в нашем городе открылся Ярославский медицинский институт (ныне Ярославская государственная медицинская академия). Промышленность нуждалась в инженерных кадрах, и в 1944 году в Ярославле начал работу технологический институт резиновой промышленности (ныне – Ярославский государственный технический университет).
Когда Великая Отечественная война закончилась, Ярославль активно участвовал в восстановлении разрушенного хозяйства, оказал огромную помощь в восстановлении бывших оккупированных немцами и разрушенных регионов. Так, 14 августа 1943 года на восстановление Сталинграда из Ярославля и Костромы были отправлены 155 учеников ремесленных училищ и школ ФЗО, среди которых были плотники, штукатуры, маляры, столяры, слесари, электромонтеры. В декабре 1943 года для восстановления народного хозяйства Донбасса из Ярославля был отправлен эшелон из 57 вагонов с оборудованием и материалами, на восстановлении Ворошиловградского завода работало 20 бригад из Ярославля, 600 ярославцев восстанавливали ТЭЦ этого завода.
В 1968 г. в городе был торжественно открыт Памятник-монумент в честь боевой и трудовой славы ярославцев в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., где горит Вечный огонь. После проведенной реконструкции Воинского мемориального кладбища, возведения ряда памятников и обновления экспозиции музея боевой славы в городе появился Воинский мемориальный комплекс, ставший не только местом проведения торжественных мероприятий, посвященных боевым и трудовым подвигам ярославцев, памяти павших героев, но и центром патриотического и военного воспитания граждан, в первую очередь, молодежи.
За самоотверженный труд в годы войны и значительный вклад в Великую Победу 455 жителей Ярославля награждены орденами и медалями, в т.ч. орденом Ленина – 19 чел., орденом Трудового Красного Знамени – 50 чел,, Орденом «Знак Почета» - 116 чел., медалями «За трудовую доблесть» - 117 чел., «За трудовое отличие» - 98 чел. (ЦДНИ ЯО.ф.273, оп.68, д.855-а).
В 1967 году за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, Ярославская область была награждена самым главным для советской эпохи орденом Ленина, а город Ярославль в 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана получил орден Трудового Красного Знамени. В 1985 году, в год 975-летия Ярославля, городу был вручён орден Октябрьской революции.
(ГАЯО, Фонд № Р-2416).
Приложение
СПИСОК
предприятий г.Ярославля, коллективы которых отмечены за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны Красными знаменами
Государственного Комитета Обороны
- Ярославский шинный завод;
- Ярославский автозавод;
- Ярославский судостроительный завод;
- Ярославский тормозной завод;
- Управления Ярославской и Северной ордена Трудового Красного Знамени железных дорог;
- Ярославский завод асбестовых технических изделий;
- Ярославский электромашиностроительный завод;
- Ярославский паровозоремонтный завод»;
- Ярославское ордена Трудового Красного Знамени производственное объединение "Ярославрезинотехника";
- Ярославская теплоэлектроцентраль (ТЭЦ-1) Ярославского районного энергетического управления (Ярэнерго) Главсевзапэнерго;
- Ярославский ордена Трудового Красного Знамени завод синтетического каучука ВПО по производству СК "Союзкаучук";
- Ярославский завод «Победа рабочих»;
- Ярославский механический завод;
- Ярославский завод №50;
- Фабрика «Красный Перекоп»;
- Ярославская нефтебаза»;
- Завод «Красный маяк»
Список использованных источников и литературы
1. А впереди была Победа…: сборник по материалам областного конкурса. 65-летию Великой Победы посвящается. – Ярославль: «ЯрИнвестПроект», 2010. – 263 с.: ил.
2. Анисков В.Т., Рутковский М.А. История Ярославского края (1928 – 1998 гг.) / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова; под ред. В.Т. Анискова. – Ярославль, 2000. – 290 с.
3. Анисков В.Т., Хаиров А.Р. История ВПК России в региональном аспекте: от начала первой до окончания второй мировой войны. На примере Верхневолжья. – Ярославль, 1996. – 200 с.
4. Город Ярославль в цифрах. Статистические материалы / под ред. Н.И. Парамонова. – Ярославль, 1985.
5. Ерегина Н.Т., Шелия Ж.А. Здравоохранение Ярославской области в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945) / Департамент здравоохранения и фармации Администрации Яросл. обл., Яросл. гос. мед. акад., Обл. центр мед. профилактики. – Ярославль: Ремдер, 2003. – 118 с.: ил.
6. История Ярославля с древнейших времен до наших дней / Автор текста А.Р. Хаиров; под ред. Н.В. Щербаковой. – М.: Интербрук-Бизнес, 1999. – 348 с.: ил.
7. История Ярославского края в ХХ столетии: Хрестоматия / под ред. В.М. Марасановой. – Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2010. – 267 с.
8. Летопись Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: По материалам ярославской областной газеты «Северный рабочий» / Авт.-сост. О.В. Кузнецова. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2005. – 336 с.: ил.
9. Летопись Ярославля. 1010 – 2010 / Автор текста В.М. Марасанова; под ред. Ю.Ю. Иерусалимского. – СПб.: Морской Санкт-Петербург, 2007. – 360 с.: ил.
10. «Объявлена воздушная тревога…»»: Документы об авиационных налетах и бомбардировках Ярославля в годы Великой Отечественной войны / Публикацию подготовил Р.Ф. Борисенков // Ярославская старина. – 1995. – Вып. 2. – С. 77–84.
11. Очерки истории Ярославского края / под ред. В.А. Ляхова. – Ярославль, 1974. – 421 с.
12. Очерки истории Ярославской организации КПСС. 1938 – 1965 гг. / под ред. В.Т. Анискова. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990. – 240 с.
13. Патоличев Н.С. Испытание на зрелость. – М.: Политиздат, 1977. – 287 с.
14. Прифронтовая полоса. Ярославская область в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: Сборник статей, документов и материалов / Государственный архив Ярославской области – Ярославль: Нюанс, 2005. – 176 с.: ил.
15. Путь к Победе: Северная магистраль в годы Великой Отечественной войны. – Ярославль: Верх. Волга, 2000. – 260 с.: ил.
16. Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г. История Ярославского края (1930 – 2005 гг.): учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. – Ярославль, Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2005. – 277 с.
17. Сидоров И.И. Поколение огненных лет. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1980. – 183 с.
18. Сидоров И.И. Трудящиеся Ярославской области в годы Великой Отечественной войны / под ред. Л.Б. Генкина. – Ярославль: Кн. изд-во, 1958. – 132 с.
19. 4 года из 1000. Ярославцы в Великой Отечественной войне. 65-летию Победы посвящается. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2010. – Вып. 1. – 272 с.
20. Энциклопедия Ярославского края с древнейших времен до 1917 г. Антология / под ред. Ю.Ю. Иерусалимского. – Ярославль, 2009. – 240 с.: ил.
21. Ярославичи. 1000-летию Ярославля посвящается. – М.: Внешторгиздат, 2008. – 440 с.: ил.
22. Ярославия: Сборник / сост. В. Хохлов. – М.: Современник, 1990. – 527 с.
23. Ярославль социалистический: Очерки по истории города. – Ярославль: Яросл. кн. изд-во, 1960. – 366 с.
24. Ярославна: история успеха ярославских женщин. – М.: Внешторгиздат, 2005. – 288 с.: ил.
25. Ярославская область в годы Великой Отечественной войны / Сост Г. Казаринова, О. Кузнецова. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2010. – 400 с.: ил.
26. Ярославская область за 50 лет: 1936 – 1986: очерки, документы и материалы / науч. ред. В.Т. Анисков. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1986. – 326 с.: ил.
26. Ярославская область за 60 лет. Цифры и факты о развитии экономики, культуры и науки. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1977. – 160 с.
27. Ярославский край в ХХ веке. Кто есть кто? Т. 2: Политика: историко-биографический справочник / под ред. Ю.Ю. Иерусалимского. – Ярославль, 2008. – 108 с.: ил.
28. Ярославский край в документах и материалах (1917 – 1977 гг.) / под ред. Р.В. Балашова и др. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1980. – 216 с.
29. Ярославцы в годы Великой Отечественной войны: Сб. документов / под ред. И.И. Сидорова. – Ярославль, 1960. – 445 с.
|